Производители алкоголя следуют за растущим спросом

Производители алкоголя следуют за растущим спросом

18.10.2022
Новости

С начала года спрос на алкогольные напитки на фоне санкций против России вырос более чем на 10%. Увеличились продажи всех видов алкогольной продукции, хотя в прошлые кризисы потребители покупали в основном крепкий алкоголь. Производители спиртного уже принимают решение о расширении производств.

Продажи алкогольной продукции в России с начала года выросли примерно на 10%. Такую оценку дает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Рост показателей, по его словам, не драматичный, но всё же заметный.

«Традиционно во время кризисов растет спрос только на крепкий алкоголь, а продажи вина и пива снижаются. Но в текущем году тенденция изменилась: увеличились продажи всех видов алкогольной продукции», — отмечает Вадим Дробиз.

Эту тенденцию подтверждают и расчеты Росстата. По его данным, за 9 месяцев текущего года производство алкогольной продукции (без пива и слабого алкоголя) в стране выросло на 12%, до 137,8 млн дал, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Производство винодельческих напитков увеличилось на 6,9%, до 44,8 млн дал. Более заметный рывок — в 38% — показал сегмент слабоалкогольных напитков: здесь объем выпуска составил 13,3 млн дал.

Залить кризис

Эксперты называют несколько причин, вызвавших рост алкогольного рынка. Во-первых, из-за ограничения въезда в Европу и некоторые другие страны значительная часть потребителей (так называемый средний класс) осталась в России, что способствует росту продаж.

Кроме того, из-за санкций снизились на 35% поставки импортного алкоголя, что также способствовало росту его производства внутри страны.

«Импортозамещение в первую очередь происходит в головах потребителей. После ухода с рынка ряда иностранных премиальных брендов массовый покупатель очень быстро переключился на потребление отечественной алкогольной продукции. Понятно, что в одночасье нет возможности весь импорт ротировать на аналогичную продукцию российского производства. Но это совсем небольшой рыночный сегмент, который не оказывает существенного влияния на структуру потребления алкоголя в нашей стране», — поясняет гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

По словам Дмитрия Исаченкова, директора по развитию компании Ladoga, освободившиеся после ухода части брендов ниши заполняются как российскими, так и импортными напитками. «Наша компания заключила контракты с тремя новыми поставщиками. По итогам года планируемый нами объем импорта коньяка из Франции будет больше в 4 раза, чем по итогам 2021 года, виски — больше на 70%», — отмечает эксперт.

Всё дело в матрице

Огромное количество зарубежных компаний готово поставлять свои напитки в Россию. Но для того, чтобы новые продукты появились в массовом ретейле, необходимы время и готовность продавцов пересматривать привычную ассортиментную матрицу в пользу как российских версий напитков популярных категорий, так и импортных поставщиков, продолжающих работать с Россией. «Как мы видим по структуре своих продаж, потребитель к такой ротации на полке готов», — рассказывает Дмитрий Исаченков.

По его словам, вырос спрос и на российский виски. Так продажи бренда Fowler’s выросли в 4 раза, торговой марки Highgarden — в 3 раза. «В свете уже ощутимой нехватки импортного виски, вызванной прекращением отгрузок со стороны крупных мировых компаний, потребитель начинает искать успешные российские варианты и находит их в лице вышеуказанных брендов», — комментирует он.

Другие участники рынка отмечают, что активно идет импортозамещение и в сегменте вина. По словам президента ГК «Вилаш» Машкюра Гасымова, компания смогла нарастить объем продаж с начала года. «Основная причина — это замещение импортного вина, которое не поставляется в Россию из-за проблем с логистикой. Поэтому сети повернулись к российским производителям лицом, позволив им увеличить продажи», — заключает Машкюр Гасымов.

Снимаем стресс

Эксперты напоминают, что в сложные времена спиртные напитки активно используются в качестве антидепрессантов. «Это не могло не сказаться на потреблении и в этот раз», — отмечает Максим Черниговский. Правда, часть мужчин, которые мобилизованы и уехали за границу, сейчас исключены из потребительского рынка. Но какого-либо заметного снижения на рынке алкогольных напитков пока нет, говорят эксперты.

По словам Вадима Дробиза, дефицита нет ни в одном сегменте рынка алкогольной продукции (за исключением упомянутых импортных марок), значительного повышения цен также не наблюдается.

«В целом ситуация на рынке достаточно стабильна, поэтому именно сейчас у российских компаний есть хорошая возможность для начала новых проектов», — считает Максим Черниговский.

В частности, планы по расширению есть у компании «Вилаш-КШВ». Как рассказал Машкюр Гасымов, до конца года компания планирует запустить на своем заводе в Ленобласти новую линию по выпуску вина в жестяных банках объемом 0,25 л. В следующем году планируется выпустить около 5 млн единиц этой продукции. Инвестиции в новый проект составили около 50 млн рублей.

«Мы изучили рынок и пришли к выводу, что небольшой объем и новая тара будут востребованы и у молодежи, и у более старшего поколения», — комментирует Машкюр Гасымов.

Между тем после отмены моратория на банкротство контрагенты уже начали активно угрожать компаниям, в том числе производящим алкоголь, банкротными исками. Так, компания «Полиграф — Защита СПб» намерена обратиться в суд с заявлением о признании «Вилаш-КШВ» банкротом. Речь идет о сумме 18 млн рублей, сообщается на Едином федеральном реестре значимых сведений о деятельности юрлиц.

«Этот спор будет разрешен в ближайшее время. Он связан с тем, что «Полиграф — Защита СПб» поставила нам этикетки ненадлежащего качества. Мы также обратились в суд, чтобы разрешить данный конфликт», — поясняет Машкюр Гасымов.

«Очевидно, что «Вилаш-КШВ» сможет разобраться с текущей проблемой, особенно на фоне того, что российские производители алкогольной продукции сейчас укрепляют позиции на рынке», — комментирует Максим Черниговский.

Новый импорт

Касательно перспектив некоторые эксперты считают, что продажи алкогольных напитков продолжат расти. «Этот тренд будет сохраняться на фоне текущего политического и экономического кризиса. Особенно явный всплеск потребления мы увидим на грядущих новогодних праздниках», — уверен глава ГК INFOLine Иван Федяков.

В целом рынок алкоголя ждет заметная трансформация, полагает он. «В частности, можно ожидать развития импорта из нейтральных по отношению к России стран, а также развития СТМ алкогольной продукции у ретейлеров», — заключил эксперт.