Натуралистичный слепок современного мира: о романе Александра Лобанова «Юнайтед»
Жесткий, предельно откровенный роман молодого прозаика Александра Лобанова «Юнайтед» сосредоточен вокруг вечной темы «отцов и детей» на примере московской номенклатурной элиты. Два главных героя Дмитрий и Артём, отец и сын, суть два антагониста, которые проходят длинный путь от накапливающихся обид до откровенной вражды.
Высокопоставленный чиновник Дмитрий Казанцев позиционирует себя как добросовестного управленца, который благими делами «прочно вписал своё имя в историю Москвы». В разговоре со своим другом, священником отцом Николаем Дмитрий заявляет: «Моя вера – это вера в труд, в волю человека к труду. В осязаемую добродетель. И, сколько себя помню, я всегда жил по правилам этой веры». Между тем с первых страниц романа Дмитрий начинает творить чудовищные вещи. Тело напавшего на него пьяного рабочего, застреленного телохранителем, Дмитрий приказывает закопать в безвестной могиле вместо того, чтобы вызвать полицию. Чиновник тут же находит себе оправдание: «Чудесная такая слава пойдет, согласись? Чинуша убил простого рабочего. А что на самом деле он не рабочий, а самый натуральный деклассированный элемент, всем было бы пофиг». Следующим, еще менее объяснимым шагом становится совращение Дмитрием его потенциальной невестки Яны, прямо под носом у сына Артёма, который застает их в постели. Смертную обиду, нанесенную собственному сыну, Дмитрий также старается оправдать: Артём никогда его не любил, да и вообще, надо спустить его с небес на землю…
Что же до Артёма, он классический представитель «золотой молодежи», который с пеленок имеет в избытке все – кроме любви и внимания родителей. 22-летний Артём представляется не вполне испорченным человеком, а скорее потерянным, мечущимся в поисках истины. Ощущая нездоровую атмосферу в семье, где родители, внешне ведя благопристойную жизнь, на самом деле не любят друг друга, видя в отце не благородного «сеятеля», а карьериста и самодура, Артём ожидаемо бунтует – бросает учебу в институте, дерзит, предается революционным идеям. В то же время он, как и его отец, задается вечными вопросами: что есть благо и истина, что есть Бог и христианская религия.
Рассуждениям о роли и месте религии и Церкви в книге отведено немалое место. В разговорах с отцом Николаем Артём спорит, является ли вера спасением или кабалой, просветлением или мракобесием. Недостающую близость с отцом он также пытается компенсировать в беседах со своим начальником, испорченным, пресыщенным интеллектуалом Эликсом, который «по блату» пристраивает Артёма на высокую должность в свою фирму. Однако Эликс творит темные дела – под его патронажем работает подпольный бордель. Как писал А.А. Галич, «грязь есть грязь, в какой ты цвет ее ни крась», и Артём оказывается зажат в тисках между двумя сортами грязи: с одной стороны, криминальный патрон, с другой – сияющий лоском чиновник-отец, готовый брать взятки и совершать дурные поступки якобы из благих намерений (которые, по Данте, известно куда заводят). Обреченный таким окружением, Артём попадает в дурную компанию, наблюдает человеческое дно и все больше ломается как личность, втягиваясь в откровенный криминал.
Реалистичное повествование, доходящее до крайнего натурализма, содержит нецензурную лексику и откровенные сцены «на грани фола», проводя для читателя экскурс во всевозможные пороки большого города. Стараясь сделать своих героев не столько однозначно отрицательными, сколько сложными и раздираемыми противоречиями, Александр Лобанов рисует картину крушения человеческих амбиций, на которые обречены как запутавшийся сын, так и его «прошаренный» отец, которого избранный им «половинчатый» путь тоже не приводит ни к чему хорошему. Задавая вопросы без ответов и оставляя финал открытым, автор, создавая слепок современного мира, предоставляет читателю делать собственные выводы и выбирать ту позицию, которая покажется ему наиболее органичной.
Марианна Марговская,
Член Союза писателей России
Заказать книгу Александра Лобанова можно в магазине ОЗОН.
«Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ», Москва, 2020