«Ушли одни марки, пришли другие»: что стало с российским рынком алкоголя после санкций
В этом году об уходе из России среди прочих объявили крупные западные производители алкоголя. Эксперты рассказали РИАМО, как это отразилось на отечественном рынке горячительных напитков, какая продукция заменила привычные бренды и получится ли удовлетворить спрос потребителя за счет параллельного импорта и отечественных марок спиртного.
Какие алкогольные бренды покинули Россию
Об уходе с российского рынка заявили многие крупные западные производители спиртного. Это британский Diageo, американский Brown-Forman, французские Pernod Ricard и LVMH Moët Hennessy – Louis Vuitton (последний в 2021 году по объемам выпущенной продукции лишь немного уступил китайскому алкогольному гиганту Kweichow Moutai). Впрочем, наиболее известны эти компании не своими названиями, а принадлежащими им брендами, такими как Jack Daniel`s, Johnnie Walker, Jameson, Hennessy, Olmeca, Guinness и даже армянский коньяк «Арарат», которым владеет Pernod Ricard.
Московский предприниматель, занимающийся импортом алкоголя, на условиях анонимности рассказал РИАМО, что западные компании ушли из России по-разному. Одни полностью свернули бизнес, другие сохранили часть поставок в страну.
«Большие глобальные деньги следуют за большой глобальной политикой – они просто берут и уходят отсюда. И дальше два варианта: либо они согласны, что их продукция будет какими-то окольными путями попадать в Россию, либо нет. Это частная политика отдельных брендов. Например, LVMH против этого. Остатки распродаются, но половины ассортимента этой компании на рынке нет. Последние контракты закрыли летом, и тех пор что-то дозированно продается. А вот Pernod Ricard сюда что-то привозил, причем сам. Так что, например, Chivas у нас в магазинах есть – не во всех и в два раза дороже, чем год назад, но купить можно», – рассказал собеседник РИАМО.
На сколько выросли цены на алкоголь в России
На товары, поставки которых в Россию официально прекратились, цены поднялись довольно серьезно. Московский предприниматель-импортер объяснил это на примере конкретного бренда.
«Если смотреть в рублях, то цены выросли в 2–2,5 раза. Но так как товар импортный, надо смотреть на курс доллара и евро. Если раньше по курсу 90 рублей за евро Hennessy XO, например, стоил 10 тысяч рублей, то по курсу 60 рублей за евро месяц-два назад он стоил 20 тысяч рублей. И это если знать, где купить. А просто в интернете будет 25 тысяч рублей. Так что с учетом курса цены выросли даже сильнее», – рассказал бизнесмен.
При этом в целом рост цен на импортный алкоголь оказался не таким большим.
«На рыночных ценах уход западных игроков отразился несильно. На стоимость влияет более дорогая логистика, повышение цен на энергоносители, комплектующие», – отметил коммерческий директор «Белагая.ру» Дмитрий Жуденков.
Руководитель аналитического проекта ЦИФРРА (Центр исследования федерального и региональных рынков алкоголя) Вадим Дробиз оценил рост цен на импортный алкоголь в 2022 году в 15–20%.