`Агропродмаш 2007`. Международная конференция `НАПИТКИ-PRO. Профессионалы отрасли о проблемах производства напитков`

`Агропродмаш 2007`. Международная конференция `НАПИТКИ-PRO. Профессионалы отрасли о проблемах производства напитков`

25.10.2007
Новости

В рамках выставки «Агропродмаш 2007» прошла Международная конференция «НАПИТКИ-PRO. Профессионалы отрасли о проблемах производства напитков», организованная РИА «Напитки».
После вступительного слова Генерального директора РИА «Напитки» Юрия Михайловича Юдича выступил зав. отделом технологии Спирта и комплексной переработки сырья ГНУ ВНИИПБТ РАСХН, к.т.н. Владимир Павлович Леденев, темой доклада которого была «Автоматизация как основа качества алкогольной продукции».
Во время доклада было озвучено, что качественная автоматизация – это непременное условие работы любого производственного предприятия, так как всё оборудование должно быть автоматизировано, что специально разработанные технологии для предприятия должны полностью охватывать весь цикл производства, чтобы в итоге использовать минимум человеческих ресурсов.
Также Владимир Павлович осветил тему качества водки. По его мнению, в наши дни перестали производить классическую русскую водку, потому что сейчас главным качественным показателем является максимальное очищение спирта и как следствие - отсутствие в водке вредных примесей. Но в результате получается, что и положительные для вкуса водки примеси тоже удаляются и получается сверх-очищенный спирт, что не даёт того вкуса, который был у классической «русской водки».
Затем выступил представитель компании «РТ-Софт» - Кириллов Евгений Александрович, который рассказал о технических аспектах автоматизации, в том числе о том, что АСУ нужна для эффективного управления производством в реальном времени, что в системе должны учитываться все параметры: уровни жидкости, литраж, температурный режим и т.п. Любые изменения работы фиксируются в журнале оператора, а потом автоматически переходят в графическое изображение. Операторы легко обучаются, потому что интерфейс понятен и прозрачен всем. Так же возможен анализ оборудования в любое время. Систему возможно внедрять блоками, отдельно друг от друга (только АСУ ПП, например, или только АСУ ТП), но бесполезно, потому что они не будут функционировать полностью друг без друга. Опять же, внедрение системы позволяет абстрагироваться от человеческого фактора, ведь чем активнее система, тем меньше нужно людей для её контроля.
После него выступил Директор Департамента информации СУАР – Дробиз Вадим Иосифович. Главной мыслью выступления г-на Дробиза стало освещение положительных и отрицательных сторон развития современного алкогольного рынка.

Краткие тезисы выступления г-на Дробиза:
- российский алкогольный рынок находится в тупике, в течении 10 лет, потому что сейчас слишком много суррогата, который стоит по 15-20 рублей, когда как самая дешёвая настоящая водка по всем подсчётам должна стоить минимум от 70 рублей;
- нет ответственного за алкогольную отрасль, нет эффективного государственного управления, фактически отсутствует сквозной контроль за продукцией;
- на внутреннем рынок работать невозможно, а на внешний может только «Русский стандарт», так как у него есть такие финансовые возможности, а полный цикл от полей в Липецкой области до оптовой сети есть только у компании «Виноградов», но и у этих компаний есть небольшие недочёты – например, нет своей розничной сети;
- по подсчётам 50% вина и коньяка производится из несуществующего сырья, потому что очень много алкоголя производят «левые» компании и отдельные лица, иностранцы выделяют деньги на нашу статистику, которой нет, да и данные эти недостоверны: половина компаний пропущена, какие-то данные не учтены, а что-то вообще потерялось в процессе обработки;
- российский рынок на 70% - дешёвый сегмент (в водке это 75%, в вине – 70%) ликёроводочной продукции (то есть 1 бутылка дешевле 100 руб.), а по сути и подсчётам бутылка настоящей водки дешевле чем 67-68 рублей быть не может по-определению;
- постепенно набирает прежние обороты производство водки, потому что множество компаний начинает работать заново после всех кризисов и запретов, вопреки всему рынок крепнет и растёт!!!;
- восстанавливается гармонизация импорта и продажи нашей продукции (исчезли грузинские и молдавские вина и коньяки), что положительно сказывается на нашем рынке, шампанское становится более повседневным напитком, всё чаще для многих заменяет вино, и не только на торжествах;
- в производстве начинают брать верх комбинаты, т.е. производство разного алкоголя, а не только вина или водки отдельно;
- постепенно начинает формироваться брендовый алкогольный рынок. У нас купили бренд «Парламент». И именно бренд, потому что в таких условиях производства алкоголя и такого количества фальшивой водки просто нет смысла покупать «железо», т.е. завод;
- падает роль импортной водки в России;
- в России самый дорогой дешёвый сегмент рынка вина, но самая дешёвая водка в мире. Но за границей можно купить литр виски за 1$;
- алкоголь почти не приносит дохода государству (например, 2-3 триллиона дохода государства – это налоги, а примерно 55 млрд – это алкоголь);
- в мире, в целом, растёт потребление крепкого алкоголя, но в виде коктейлей, в чистом виде пьют всё реже;
- брендинг уходит на 2 место, т.е. нет уже супер-ярких брендов, в основном что-то а-ля «Путинка»;
- кардинально меняется рынок потребления, сокращается народонаселение (молодёжь до 18 лет составляет около 17%), средняя продолжительность жизни около 60 лет, поэтому алкоголь уже потребляют в гораздо меньшем количестве, чем раньше, а лет через 5-6 потребление сократится ещё больше, причём в основном крепкого алкоголя;
- ожидается серьёзное подорожание алкоголя к 2008году, так как происходит рост суммы акцизов, на 20% повысились цены на спирт и зерно;
- очень активно развивается тенденция, когда непрофильные предприятия начинают заниматься алкоголем, например ГК «Синергия»;
- идёт усиление региональных брендов;
- началась хаотичная скупка активов, развивается самосознание у многих. Раньше никто из компаний не осмеливался смело идти против государства «в открытую», а сейчас есть преценденты в виде судов«Очаково», «Нижегородского комбината шампанских вин» тоже,
- создаётся союз малых сетей. По статистике в Москве, в торговых сетях продают 40% алкоголя, а в Санкт-Петербурге – 70%;
После Вадима Иосифовича выступила профессор кафедры «Технологии бродильных производств и виноделия» Московского государственного университета технологий и управления, к.т.н. Даниловцева Алла Борисовна.
Алла Владимировна рассказала о контроле качества, об инновациях, которые придумывают для выявления вредных ингредиентов, не относящихся к качественному алкоголю. Например новый анализ, который проверяет качество водки, за 22 минуты и показывает 29 компонента.
Выступления докладчиков вызвали оживленные дискуссии в зале конференции, среди участников который были представители компании алкогольной отрасли России.
Конференция «НАПИТКИ-PRO Профессионалы отрасли о проблемах производства напитков» – одно из мероприятий цикла конференций «Напитки-PRO». Следующее мероприятие цикла станет Третий Всероссийский Конгресс региональных дистрибьюторов алкогольной продукции пройдет в рамках выставки «Проэкспо-2008», его главной целью станет предоставление возможности представителям региональных оптовых компаний обменяться мнениями о ситуации на алкогольном рынке и спрогнозировать ближайшие перспективы развития рынка и механизмов региональной дистрибьюции алкоголя.