`Байкальский кедр` лишится самостоятельности
Ликероводочный завод «Байкальский кедр» (Иркутск), контролирующий около 30% регионального алкогольного рынка, сократит количество работающих на 23%, а с декабря на два месяца приостановит работу. Это связано с реструктуризацией бизнеса «Алкогольных заводов Гросс» (АЗГ), в состав которых входит «Байкальский кедр». В результате реорганизации бизнеса «Байкальский кедр» лишится своего названия и станет иркутским филиалом АЗГ. По мнению части аналитиков, временная приостановка на «Байкальском кедре» связана с негативными последствиями глобального финансового кризиса. Вчера источник „Ъ“, знакомый с состоянием дел на ЛВЗ «Байкальский кедр», рассказал о сокращении персонала завода — приказ, по его словам, уже подготовлен и находится у руководства завода. По сведениям „Ъ“, сейчас на ЛВЗ работают около 500 человек, то есть под сокращение могут попасть чуть более 100 сотрудников. Cокращения объясняются реструктуризацией «Алкогольных заводов Гросс», в состав которых входит «Байкальский кедр». Сокращения начнутся в начале декабря, тогда же завод остановится на два месяца. К февралю «Байкальский кедр» лишится своего названия и станет иркутским филиалом АЗГ. После этого уволенные сотрудники будут приняты в новую компанию, утверждает собеседник „Ъ“.
Ъ ГК «Алкогольные Заводы Гросс», по данным Госкомстата, входит в пятерку крупнейших алкогольных компаний в стране. В состав АЗГ, кроме «Байкальского кедра», входят ульяновский ЛВЗ «Кристалл», волгоградская «Южная Винно-Коньячная Компания». Выручка АЗГ по итогам 2007 года — более 7 млрд руб. ЛВЗ «Байкальский кедр» контролирует около 30% регионального алкогольного рынка. Мощность завода — около 2 млн дал. Основные водочные марки завода: «Байкал», «Высота», «Славянская», «Байкальская проба», «Золотой кедр», «Ржаная», «Пшеничная». «Байкальский кедр» вошел в состав АЗГ в 2007 году. «Гросс» купили завод на торгах в рамках конкурсного производства на «Кедре». Стоимость сделки инвестор не раскрыл, аналитики говорят, что актив такого уровня мог стоить до $12 млн.
Генеральный директор «Байкальского кедра» Владимир Антонов объясняет, что остановка завода связана не только с «перелицензированием» бизнеса, но и с изменением коммерческой и финансовой политики компании: предприятие почти в два раза уменьшило лимиты и отсрочку платежей по поставкам. Владимир Антонов говорит, что спрос на водку остается стабильным, однако покупатели берут продукцию «по факту» и предпочитают не держать на своих складах огромных запасов товара. Зато товар скопился на складах «Байкальского кедра». «На складах завода достаточно продукции, чтобы без перебоев продолжать реализацию»,— отмечает гендиректор ЛВЗ.
«Многие производители алкоголя в условиях кризиса одержимы увеличением продаж, но сейчас выгоднее снизить производственные издержки до минимума, чтобы в итоге ничего не потерять на рынке. „Байкальский кедр“ тормозит свое производство, но его доля на рынке вряд ли сократится благодаря запасам. Я думаю, маркетинг предприятия будет сфокусирован на региональном рынке. Компания не станет прорываться за пределы региона»,— рассуждает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Максим Клягин из УК «Финам Менеджмент» полагает, что временная приостановка на «Байкальском кедре» связана с негативными последствиями глобального финансового кризиса. «Игроки алкогольного рынка сейчас вплотную столкнулись с проблемой дефицита ликвидности и в частности со сложностями с возвратом дебиторской задолженности,— говорит аналитик.— Вместе с тем, мы полагаем, что выводы о закрытии или продаже этого достаточно успешного предприятия, на котором к тому же совсем недавно была проведена дорогостоящая модернизация, делать преждевременно. Наличие весьма сильного акционера в лице АЗГ, на мой взгляд, является серьезным фактором поддержки. После стабилизации ситуации в период двух-трех месяцев предприятие возобновит работу».
Основные конкуренты «Байкальского кедра» на иркутском рынке — «Омсквинпром», «Байкалфарм», «Русский алкоголь» и «Парламент». Один из дитрибуторов «Омсквинпрома» вчера пояснил „Ъ“, что остановка иркутского ЛВЗ никак не повлияет на рынок: «Мы все работаем в одних и тех же сегментах. С весны наблюдаем снижение спроса на водку класса „премиум“, в то же время идет рост продаж дешевой водки, которая стоит меньше 100 руб. за 0,5 л. Мы все в одинаковой ситуации, и если доля рынка будет сокращаться, то, очевидно, это будет пропорционально».