Из-за кризиса украинские потребители могут сменить курс на качественные вина
Данные исследования компании Retail audit свидетельствуют о том, что в Украине дешевое вино уступает место более дорогому. Однако тенденция эта недолгосрочна. Снижение платежеспособности украинцев уже в следующем году может привести к резкому падению продаж качественных вин.
В нынешнем сезоне доля вина по цене 11–15 грн за бутылку составила около 23%, в то время как в прошлом году эта цифра достигала значения 50%. Продукция стоимостью 7 грн за бутылку и вовсе исчезла с полок, в то время как в прошлом году ее доля составляла 0,5%. С 9,8 до 4,4% снизилось присутствие в рознице продукта в ценовой категории от 7 до 10 грн за бутылку.
В свою очередь продукция по 20–27 грн достигла доли в 36,4% против 12,9 грн в прошлом году. Показали рост и более дорогие вина: доля продукции стоимостью 28–35 грн за бутылку увеличилась с 2,1 до 6,8%, 36–100 грн. – с 1,8 до 2,2%.
Что касается потребительских предпочтений, то спрос на крепленые и десертные вина падает, а на сухие – растет. В прошлом году доля последних составляла 12–15%. В этом – они могут рассчитывать на все 20%. С учетом ситуации украинские производители уже повысили цены на 25–30%.
По данным ассоциации СОВАТ, за десять месяцев этого года изготовление вина в Украине выросло на 9,7%, составив порядка 18 млн дал. При этом наиболее значительную динамику демонстрируют виноделы Одесской и Николаевской областей, которым удалось нарастить объемы почти на 27 (до 5 млн дал) и 23% (до 3 млн дал) соответственно. В Крыму увеличение производство составило лишь 5% (до 5,7 млн дал). Снижение наблюдается в Закарпатской и Херсонской областях (соответственно, на 9 и 11%).
Эти цифры напрямую связаны с итогами сбора урожая. У одесситов сбор винограда в этом году вырос на 10–15% по сравнению с прошлым годом, а у крымчан этот показатель из-за климатических особенностей снизился на 5–10%, при этом оставляет желать лучшего сахаристость плодов. В Закарпатье и вовсе летом бушевала природная стихия.
Однако проблемы вовсе не ограничиваются климатическими сложностями. Производители вина в Украине сейчас не могут получить деньги за поставленную продукцию у дистрибуторов и розницы. Те предприятий, которые не хотят работать в долг, уже остановили отгрузку.
«На следующий год сети предлагают нам подписать такие договоры, которые, если компромисс не будет найден, компаниям автоматически гарантируют сплошные убытки. К примеру, помимо платы за каждую ассортиментную позицию нас хотят обязать нести все маркетинговые затраты и при этом предоставлять продавцу низкие цены, – делится с «Деловой столицей» анонимный источник. – Но если у крупных фирм, в портфеле которых есть раскрученные ТМ, все же есть шанс выбить более приемлемые условия, то «малышам» вход в розницу будет просто закрыт».
Но при этом кризис оказался сдерживающим моментов для роста импортных вин, неограниченного роста которой так боялись украинские виноделы после вступления Украины в ВТО и снижения ввозных пошлин с 2–3 до 0,3–0,4 евро за литр. В результате последствий кризиса, сегодня в страну практически невозможно завезти продукцию дешевле 4,5–5 долл. за бутылку.
Но все же розничные цены, по сравнению с прошлогодними, уже снизились. Коммерческий директор компании «Марком» Юрий Серебров рассказывает, что вина Нового Света (Чили, Аргентина) подешевели на 25–30% (до 34 грн за бутылку), а европейские – на 20% (от 39 грн за бутылку). Объемы реализации благодаря этому выросли почти вдвое.
Заметно расширился ассортимент. Правда, растущий курс доллара снизит темпы роста. Импортеры уже корректируют цены, повышая их на 20%. В результате удешевление импортных напитков в сравнении с ценами до вступления в ВТО составит на 5–7%.