Грузия зашла с винной карты
Пару недель назад Том, менеджер только что открывшегося в Лондоне винного магазина Bottle Apostle, показал мне содержимое полок и спросил, что бы я добавила к ассортименту. Выбор был недурен и без моих советов, но, подумав, я предложила усилить позиции Австрии и Португалии. «Ну и, если не слабо рискнуть, то можно попробовать Грузию», – сказала я, вспомнив успех своей грузинской дегустации. В ответ я была готова услышать фразу про то, что вино из США в Bottle Apostle и так есть. Однако глаза Тома вспыхнули. «Да! Саперави, точно!» – воскликнул он, старательно выговаривая чужеземное слово.
Произносить пыточные для англоговорящего человека слова «цинандали» и даже «ркацители» в Великобритании учится все больше людей. В гринвичском магазине Theatre of Wine, славящемся нетривиальным ассортиментом, больше полудюжины грузинских вин. Их в Theatre of Wine и другие британские магазины и рестораны поставляет, в частности, компания Gaumarjos – один из импортеров грузинских вин. Как рассказала мне на дегустации директор компании Хелен Смит, дела у фирмы идут неплохо, несмотря на кризис. Портфолио вин, поставляемых Gaumarjos на британский рынок, за три года существования компании выросло до 20 позиций.
Но специализированными магазинами все не ограничивается: шансы встретить вина из Грузии есть и в обычном супермаркете. Например, в сети магазинов Waitrose за 17 фунтов продается Orovela, названная знаменитым винным критиком Дженсис Робинсон самым вкусным вином из Грузии, которое ей когда-либо доводилось пробовать. Я спросила Георгия Сулханишвили – владельца компании, производящей вино Orovela – как ему удалось пробиться на британский рынок, который является одним из самых конкурентных в Европе? 17 фунтов – деньги, за которые в Лондоне можно легко купить бутылку хорошего вина из Франции, Италии или Испании; что может убедить покупателя так потратиться на вино из Грузии?
По словам Сулханишвили, уровень узнаваемости категории грузинского вина пока очень низкий, и выигрывают те производители, которые четко представляют себе своего покупателя. «Наше вино в магазине продается в отделе вин класса премиум. То есть предполагается, что это вино может купить человек, который сюда зашел не за дешевым алкоголем, и при этом он готов экспериментировать», – сказал Сулханишвили, в 2007 году продававший в Британии тысячу бутылок вина в год. Сейчас эта цифра увеличилась в пять раз.
Orovela, как и многие другие грузинские вина, представленные на рынке Британии, попадает в категорию PR driven – не самых дешевых вин для относительно искушенной публики. Для того, чтобы войти в моду, такие вина должны сохранять постоянный уровень качества – иначе второго шанса быть купленной у бутылки «Мукузани» может и не быть.
Два года назад, когда после отказа России от импорта грузинских вин власти Грузии объявили тендер на разработку винной стратегии, грузинский замминистра сельского хозяйства Бакур Квезерели уверял меня, что с качеством у грузинских вин и так все в порядке. Но переориентация с массового производства дешевых вин в случае со многими грузинскими виноделами произошла недавно. Лишь в течение последнего года-другого производители в Грузии поняли, что, делая дешевое вино, они все равно не смогут конкурировать по цене с молдавскими винами или в известности – с чилийскими.
Винная карта, которую сейчас пытается разыгрывать Грузия – производство меньшего объема более качественных вин с акцентом на их самобытность. Уникальность Грузии с ее десятками автохтонных сортов винограда только на руку пиарщикам, поддерживающим имидж страны как «мировой колыбели виноделия».
Уровень узнаваемости Грузии – и ее вин – за границей повысился не только благодаря интенсивному пиару: многие покупатели узнали о существовании страны из выпусков теленовостей во время войны Грузии с Россией.
Усилия по продвижению вин Грузии за границей не пропали даром. За период с 2005 года по 2008 год экспорт грузинских вин в страны Евросоюза вырос в 4 раза, составив в 2008 г. $7,6 млн. Любопытна динамика импорта в отношении Великобритании. Импорт сюда грузинских вин изменился не слишком значительно в денежном выражении и вырос с 2005-го по 2008 год с $229,2 тыс. до $233,5 тыс. Однако в Британию ввозятся все более дорогие грузинские вина: за три года средняя цена литра грузинского вина на британском рынке повысилась с $2,4 до $4,1.
Из республик бывшего СССР важнейшим рынком для грузинских вин стала Украина. Импорт в эту страну к 2008 г. увеличился втрое по сравнению с уровнем 2005 года и составил $19 млн. Один из самых интересных рынков для грузинских вин – страны Прибалтики: импорт грузинских вин в Латвию c $979 500 в 2005 году вырос до $2,338 млн в 2008 году. В Эстонии этот показатель изменился со $137 000 до $714 000, в Литве – с $296 200 до $830 100. Другая страна, в которой для грузинских вин открываются неплохие перспективы, – Польша: импорт сюда грузинских вин с 2005 по 2008 год вырос с $255 200 до $1,759 млн.
Грузинские вина в Польше поддерживают не только материально: в прошлом году тут даже была организована кампания в поддержку изгнанных из российских магазинов вин. Участники акций в центре Варшавы пили «Саперави» с «Хванчкарой» на фоне плакатов с призывами: «Не бойся Путина! Пей грузинские вина!".
Но опасения бойкота со стороны какой-то одной страны – лишь один из поводов для беспокойства грузинских виноделов. Сохраняющаяся второй год мировая тенденция – сокращение потребления вина. По данным International Organisation of Vine and Wine (OIV), с 2006 по 2008 год количество выпитого в мире вина снизилось с 244,9 млн гл до 239,2 млн гл. Как бороться с этой напастью, члены OIV, виноделы и виноторговцы со всего мира будут обсуждать в следующем июне на международной конференции. И пройдет она, между прочим, в Тбилиси.
Аля Харченко