ПЭТ-бутылки для вина: экзотика, фальсификация или новый тренд?
Как насчет «Шато» семилетней выдержки, продающегося в пластиковой бутылке? Еще несколько лет назад для винной отрасли это было бы не более чем эпатирующим жестом. Но с появлением новых разработок в области упаковки и ужесточением борьбы за потребителя все больше западных и российских виноделов засматриваются на более дешевые и легкие пластиковые бутылки, чтобы иметь возможность предложить подходящую цену каждой группе клиентов. Но может ли эта упаковка встать вровень с традиционным стеклом?
Как у любого нововведения, у нетрадиционной упаковки для вина есть свои ярко заметные плюсы и минусы. ПЭТ-бутылки весят гораздо меньше, чем стекло, неприхотливы в транспортировке. Большую роль играет и столь важный вопрос переработки материала, и здесь упаковка из пластика опять-таки берет вверх над традиционной стеклянной. По данным одного из старейших французских виноделов La Maison Joseph Mellot, начавшего выпускать белое вино в ПЭТ, использование пластиковых винных бутылок способствует уменьшению выбросов СО2 компании на 68%; а ПЭТ-бутылка для вина Painted Turtle, разливаемого канадским винодельческим заводом Artisan Wine Company, год назад получила 2 приза в престижном конкурсе экологичной упаковки Sustainable Packaging Leadership Awards.
Но при этом пластиковая тара не обладает столь высоким барьером, как стеклянная, да и присутствующие в ее составе химические элементы куда менее стойки к контакту с алкоголем, чем стекло, поэтому срок годности вина в ПЭТ невелик: в зависимости от характеристик полимера и способа производства он может составить от трех месяцев до года. Эксперты в области виноделия уверяют, что о возможном воздействии бутылки на вкус вина волноваться не стоит: если срок годности не прошел, никакой разницы во вкусе между одинаковым сортом вина в стекле и в пластике не будет. «Вино ведь не знает, в какие бутылки его разливают, - говорит В.Р. Тиш, педагог виноделия, ведущий блог «На острие вина» (Wine Skewer). - Его вкус одинаков, находится ли оно в бутылке из ПЭТ, или в пластиковом гибком мешке внутри картонной коробки, или в стеклянной таре». Впрочем, у этой точки зрения есть и активные оппоненты, утверждающие, что ПЭТ-бутылка принижает статус благородного напитка и разрушает саму культуру потребления вина, а срок годности, обязательный для указания на ПЭТ-таре, ставит вино в один ряд с куда более «пролетарским» алкоголем.
Споров и обсуждений много – а как обстоит дело на практике?
Западный рынок предлагает
После того, как рецессия накрыла Европу и США, повсеместно используемые стеклянные винные бутылки 0,75л начали испытывать жесткую конкуренцию со стороны резко набравшей популярность пластиковой тары. До последнего времени ПЭТ использовался в основном для изготовления 187-миллилитровых винных бутылочек, предлагаемых на бортах самолетов и прилавках некоторых супермаркетов, но, видимо, ценовая привлекательность этого материала поможет форсировать события.
Известная французская компания "Boisset Family Estates" заключила с сетью отелей «Мariott» контракт на поставку Мерло в литровых пластиковых бутылках, хотя еще месяц назад аналогичный сорт вина был представлен только в стеклянной таре. Президент компании заметил, что больше половины вин, продаваемых на рынке Соединенных Штатов, расходятся по конечным потребителям меньше, чем за месяц, и продаются по цене не больше $12 за бутылку, что делает расходы на транспортировку хрупких стеклянных бутылок морем и сушей все менее разумными. Заказчики тоже смотрят на перемены в упаковке вина благосклонно. «Стеклянная упаковка красива, но главные преимущества вина – это его вкус и качество, - считает представительница «Mariott International» Лори Гольдштейн. - Если его вкус будет плох, никто его не купит, даже в упаковке класса премиум». Роберт Саймон, владелец маленького кафе «AKA» в калифорнийском винодельческом регионе Napa Valley, с этого месяца решил продавать Каберне Совиньон в розлив в пластиковых бутылках. Виноделы «Peralta» будут продавать ему вино в литровых пластиковых бутылках по той же цене, что и в стеклянных объемом 0, 75 л. Прибыль налицо – и к тому же не придется переживать, что бутылки могут разбиться! «Мое решение основано на самом важном свойстве вина – вкусе, - рассказывает Саймон, - Покупателей интересует именно это, а не то, во что вино разлито». Впрочем, сетовать на упаковку тоже не приходится: ныне существующие на Западе ПЭТ-бутылки для вин настолько хорошо повторяют формы привычных стеклянных, что отличить одну от другой, не взяв в руки, практически невозможно.
"EnVino", производитель пластиковых винных бутылок из Калифорнии, заявляет, что вес их упаковки составляет всего одну восьмую от веса стандартной стеклянной бутылки. Помимо этого, новая тара занимает на 20% меньше места. Это дает производителям вина возможность экономить топливо, перевозя в своих грузовиках на 30% больше продукции. Пластиковая тара для вина будет снабжаться специальной прослойкой, защищающей напиток от губительного воздействия кислорода. Но, конечно, барьер у новых бутылок все равно будет не тот, что у стеклянных, что и отразится на сроке годности вина в сторону его уменьшения.
Пластиковые бутылки стоят дешевле, чем стеклянные – но все же не настолько, как хотелось бы виноделам: пока разница в цене той и другой тары исчисляется несколькими долларами. Тем не менее, западный рынок ожидает падения цен на пластиковые бутылки, когда розлив вина в них увеличится. Пока твердых гарантий на успех продаж вина в инновационной таре нет: попытки одной из калифорнийских сетей продавать вино в литровых пластиковых бутылках под своей маркой не увенчались успехом, хотя цена продукта составляла всего $ 5,99. Впрочем, доподлинно неизвестно, стала ли причиной краха продаж именно непривычная покупателю упаковка. Несмотря на то, что винная отрасль довольно консервативна, пластиковые бутылки – не единственная перемена в упаковке: бутылки с завинчивающейся крышкой, раньше ассоциировавшиеся только с дешевыми сладкими винами, начали использоваться и для марочных вин премиум-класса. Игроки рынка приспособили подобные бутылки под вина, которые выпьют быстро, а не будут хранить в погребах годами. К тому же закручивающая крышка защищает от трихлоранизола - пробочной плесени, разрушающей бутылочное вино. Бутылки с закручивающейся крышкой сейчас используются для розлива немецких рислингов, новозеландского совиньона и калифорнийских розовых и красных вин.
Российский рынок осторожничает
Нетрадиционная упаковка для вина развивается на нашем рынке достаточно активно: практически все винодельческие компании выпускают свои продукты в Bag-in-Box, тетрапак; не так давно появились вина в lean pack. Что же касается ПЭТ-бутылок, то они занимают на рынке немалое, но весьма скромное положение: cорта разлитых в ПЭТ вин относятся к low-end сегменту, и цена за 0,75л такого продукта не превышает 60р. «ПЭТ-бутылку как конечную упаковку для вина, в основном, заказывают в регионах», - рассказывает коммерческий директор производственной компании "BM-Service" Вадим Ястребов. Исключением из правила являются компании, продающие вина в розлив: для них обычная ПЭТ-бутылка – весьма удачный выход, ведь их потенциальные клиенты привыкли платить за содержимое, а не за форму. Те же компании, которые хотят уйти от дешевого вида своего продукта, но при этом сохранить демократичную цену, используют гибрид картонной и ПЭТ-упаковки – «Пэт Пак», привнесенный на российский рынок молдавскими и болгарскими производителями и прижившийся в продуктовых линейках недорогих вин. Спрос на «Пэт Пак» подтверждают и производители упаковки. «Мы производим ПЭТ-бутылки для вина объемом 1 и 2 л уже три года. Самый большой спрос на емкости квадратной формы, подходящей для последующего изготовления «Пэт Пак», - делится Вадим Ястребов. - Винные бутылки из ПЭТ пользуются спросом, потому что это дешевая тара, форму которой всегда можно быстро и недорого поменять, если компания решит провести рестайлинг упаковки. Можно нанести любой логотип. Да и делать матрицу для стекла и матрицу для ПЭТ – существенная разница! У нас есть клиенты из разных регионов России, и доставка ПЭТ-тары им даже просто более удобна. Везти пустые стеклянные бутылки, например, в Якутию и на Дальний Восток – большой риск: происходит и бой тары, и разрывы бутылок от воздействия низких температур. А ПЭТ держит перепады температур очень хорошо».
Впрочем, несмотря на наличие отвоеванной доли рынка и явных преимуществ в цене, и «Пэт Пак», и ПЭТ-бутылки воспринимаются крупными виноделами с большой долей скепсиса: компании скорее уступают запросам клиентов, чем действительно возлагают на нестандартные упаковки большие надежды. «Упаковка эта малоизученная в плане взаимодействия с такой агрессивной средой, как вино. - рассказывает директор по маркетингу и продажам холдинга "Gerrus Group" Кирилл Бутко, - Кроме того, с эстетической точки зрения ПЭТ плохо гармонирует с вином, пусть даже и с недорогим. Я не говорю про дорогие ПЭТ-бутылки, имитирующие стеклянную тару, которые пытаются делать на Западе. Там используют толстый, качественный, красивый ПЭТ-материал - и то успех не очевиден. На российском же рынке львиная доля разливаемых в ПЭТ вин - это портвейны крайне сомнительного качества по невероятно низкой цене, основная часть которой приходится на акциз и только какие-то копейки - на сам продукт. Это если говорить о чистой ПЭТ-бутылке, но и «Пэт Пак» недалеко ушел». Упомянутые ПЭТ-бутылки нестандартной формы и особого способа изготовления, соответствующие всем требованиям и служащие не только упаковкой, но и фактором привлечения внимания к продукту, на российском рынке тоже не находят применения. «Мы разработали из ПЭТ бутылку, повторяющую форму и практически все качества стеклянной винной, по заказу одного из наших клиентов. Но на этом все и закончилось: с тех пор – ни одной продажи! – сетует коммерческий директор компании «Ска-Клин» Сергей Сухоруков, - Периодически компании звонят, интересуются нашей бутылкой, но дальше разговоров дело не заходит. При этом по всем другим видам ПЭТ-тары и преформ у нас уверенные активные продажи, на отсутствие клиентов пожаловаться не можем. А к бутылкам из ПЭТ для недешевого вина наш рынок, видимо, еще не привык – ведь ни одна из известных винных марок не пользуется такой упаковкой. Но, думаю, здесь будет, как и с другими нововведениями: как только один из игроков рынка разольет популярное вино в ПЭТ, все остальные тут же сделают то же самое. Так что форму для выдува нашей бутылки мы храним».
Что принес кризис
С наступлением кризиса преимущества ПЭТ-бутылок и остальных нетрадиционных видов упаковки стали более заметны и для российских производителей: они стали считать деньги, а также потеряли немалое количество покупателей, прежде предпочитавших вина среднего ценового сегмента в традиционном стекле. «Вина в нетрадиционных упаковках раскупаются быстро, оборот достаточно высокий. Если суммировать объемы продаж по всем видам такой упаковки, то сейчас они превалируют над продажами вина в стекле», - рассказывает Кирилл Бутко. ПЭТ-бутылка в среднем на 40-50% дешевле стеклянной – разница не мала. Если прибавить уменьшение расходов на доставку и возможный бой тары, получается весьма антикризисный вариант. «С наступлением кризиса количество дешевой винной упаковки только увеличилось. То же самое можно сказать и о других продуктах, для упаковки которых подходят ПЭТ-бутылки. Не совсем уверен, почему это происходит – но факт остается фактом: и у нас, и у конкурентов резко выросло количество заказов именно на ПЭТ-бутылки, - прогнозирует Вадим Ястребов, - Я считаю, что доля нетрадиционной упаковки в винном сегменте будет и дальше только увеличиваться. Традиции традициями, но когда наступает кризис, а выпить вина, пусть даже среднего качества, хочется все равно – потребитель будет покупать то, что дешевле. Это можно сравнить с выбором страны-производителя напитка. Цена среднего французского вина 350 р. за 0,7л, а итальянского – 130 р. за 1л. А особенной разницы для обычного покупателя нет, он ее и не почувствует. То же самое и с упаковкой: зачем платить больше?»
Тем не менее, равное и тем более лидирующее положение ПЭТ-упаковки для вина над стеклянной вряд ли возможно даже при еще большем ухудшении экономических условий: опыты известных иностранных брендов по выпуску своего вина в ПЭТ хорошего качества, оригинальной формы и дизайна пока являются не более чем экспериментом, а наш рынок до них даже не дошел. Впрочем, по прогнозам Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), сегмент нетрадиционной упаковки достигнет 40% в течение пяти-восьми лет, так что ситуация вполне может измениться.