Перестановки на винных полках
03.09.2009
Новости Снижение покупательской активности и смещение спроса в более низкий ценовой сегмент вынудил ритейлеров, производителей и дистрибуторов вина пересмотреть ассортимент алкоголя в рознице.
До экономических волнений полки с алкоголем поражали своим разнообразием, особенно ширились винные полки. В настоящий момент по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА, продажи красного и розового столового вина снизились по сравнению с прошлым годом на 23 %, белого – на 17 %, а по прогнозам Минсельхоза, продажи дорогих вин уменьшатся еще на 14 % красных и 4 % — белых.
По словам владелеца нескольких региональных сетей супермаркетов Дмитрия Потапенко, вино никогда не было стратегическим продуктом. «Импортеры понимали, что в России рынок крепкого или дешевого алкоголя. Вино может быть только объектом политических переговоров», — говорит он. Александр Полетаев, главный консультант Asti Group, координатор программы семинаров Russian Wine Fair – 2009, считает, что в развитии винного сегмента главная политическая причина такова: «Тенденции на отечественном рынке алкоголя, сложившиеся летом-осенью 2009 года, – итог затянувшегося многолетнего кризиса, который развивается из-за отсутствия ясной государственной политики в сфере производства и продвижения вина, крепких напитков и пива. В итоге рынок лихорадит, а «крайним» оказывается потребитель».
Спросом пользуются вина среднего ценового сегмента, считают эксперты. По словам, представителя розничной сети «Караван» Андрея Мартынова, идет ротация: пропорции между категориями изменились незначительно – вина, водки продаются так же, но внутри категорий картина другая. «Снизились объемы продаж элитных марок. Потребительский спрос сместился в сторону более дешевой продукции – как по винам, так и по крепкому алкоголю», – говорит он.
«Мы вынужденно пересмотрели категорию «алкоголь», рассказал категорийный менеджер направления «Вино, крепкий алкоголь» сети «Лента» Данила Коновалов. — Подход был достаточно простым: оптимизация ассортимента, уменьшение доли премиального сегмента, увеличение товаров с высокой оборачиваемостью и, соответственно, расширение среднего и низкого ценовых сегментов».
По мнению Вадима Дробиза, руководителя ЦИФРРА, основной тормоз продаж вина ценовой: «При обычной средней американской зарплате в 2,5 тыс. долларов вино по 25 долларов – это 1 процент. Если взять даже нашу «спорно-статистическую» среднюю зарплату в 18,9 тыс. рублей, то 1 процент от нее – вино по 190 рублей». Эксперт уверен, что алкоголь дороже 500 рублей не имеет шансов на большие продажи. Для того чтобы привить привычку к постоянному потреблению, нужна доступность продукта, как в винопроизводящих странах.
По оценке коммерческого директора компании-импортера вина «Форт» Татьяны Баглай, ценовой барьер массового спроса установлен на планке 300 рублей за бутылку. В доказательство она приводит данные – сейчас у ее фирмы увеличились продажи продукции стоимостью до 10 евро.
Абсолютным лидером продаж является известная своим сторублевым «Советским шампанским» фирма «Исток». Сохраняя верность легкому по ценам и градусам алкоголю, она за первое полугодие 2009 года увеличила сбыт на 55 процентов, отгрузив в магазины 236,5 тыс. дал вина, пишет журнал «Sales business».
В частности, по словам бренд-менеджера категории «Игристые вина» компании «Исток» Веры Химиной, до конца года «Исток» будут активно, качественно и количественно наращивать региональную дистрибуцию по шампанскому и новинкам, внедрять мотивационные трейд-маркетинговые программы для товаропроводящей цепи и для потребителей, чтобы в 2010–2011 годах провести массированные рекламные кампании в регионах. ««Пятерочки» и «Перекрестки» прокачивают огромные объемы шампанского и водки. Кроме того, удачно развиваются наши взаимоотношения с сетями Metro Cash & Carry и Real. В частности, в Metro сразу же проявили интерес к новинке «Истока» – шампанскому Charlotte в стиле прованс и согласились ввести ее в свой ассортимент с минимальными вложениями с нашей стороны», — добавляет она.
Рекордно низкие цены установило «Очаково», разливая сухое и полусладкое вино в коктейльные жестяные банки 0,3 литра, по розничной цене – 40 рублей. Пример движения «в народ» оказался заразительным. Дуэт «Эсперанто вин» и «Кристалл-Лефортово», еще год назад предпочитавший выставлять новинки вроде дорогого французского коньяка Grenadier X.O, сейчас завалил розницу вином «Энигма дель Инка» в упаковках, стилизованных под пирамиды, в ценовом соотношении 3 литра за 300 рублей, отмечает издание.
Ритейлеры, делающие ставку не только на импортный, но и на дорогой алкоголь, в целом по рынку теряют в показателях. В частности, сеть «Коллекция вин» закрыла региональный франчайзинговый проект элитных винных бутиков «Андрэ». «Просто не повезло – его начали как раз перед кризисом, – рассказала руководитель департамента развития франчайзинга «Магазина готового бизнеса Deloshop» Нина Семина. – Сам проект был «конечен», потому что мог работать только в городах-миллионниках. У компании хорошая концепция, дающая большой спрос, но 2008 год сильно подкосил премимум-сегмент»
По мнению руководителя «Независимого винного клуба» Владимира Цапелика, падение продаж импортного алкоголя гораздо глубже, чем российского. Эта тенденция продолжится. Потребители невольно переключатся на местную продукцию. «Есть неподдельный интерес к новому российскому вину. Речь идет, конечно, о натуральном виноградном вине от лучших производителей Ростовской области и Краснодарского края. Думаю, позиции наших предприятий укрепятся, как это уже было во время кризиса алкогольного рынка 2006 года», — добавляет он.
До экономических волнений полки с алкоголем поражали своим разнообразием, особенно ширились винные полки. В настоящий момент по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА, продажи красного и розового столового вина снизились по сравнению с прошлым годом на 23 %, белого – на 17 %, а по прогнозам Минсельхоза, продажи дорогих вин уменьшатся еще на 14 % красных и 4 % — белых.
По словам владелеца нескольких региональных сетей супермаркетов Дмитрия Потапенко, вино никогда не было стратегическим продуктом. «Импортеры понимали, что в России рынок крепкого или дешевого алкоголя. Вино может быть только объектом политических переговоров», — говорит он. Александр Полетаев, главный консультант Asti Group, координатор программы семинаров Russian Wine Fair – 2009, считает, что в развитии винного сегмента главная политическая причина такова: «Тенденции на отечественном рынке алкоголя, сложившиеся летом-осенью 2009 года, – итог затянувшегося многолетнего кризиса, который развивается из-за отсутствия ясной государственной политики в сфере производства и продвижения вина, крепких напитков и пива. В итоге рынок лихорадит, а «крайним» оказывается потребитель».
Спросом пользуются вина среднего ценового сегмента, считают эксперты. По словам, представителя розничной сети «Караван» Андрея Мартынова, идет ротация: пропорции между категориями изменились незначительно – вина, водки продаются так же, но внутри категорий картина другая. «Снизились объемы продаж элитных марок. Потребительский спрос сместился в сторону более дешевой продукции – как по винам, так и по крепкому алкоголю», – говорит он.
«Мы вынужденно пересмотрели категорию «алкоголь», рассказал категорийный менеджер направления «Вино, крепкий алкоголь» сети «Лента» Данила Коновалов. — Подход был достаточно простым: оптимизация ассортимента, уменьшение доли премиального сегмента, увеличение товаров с высокой оборачиваемостью и, соответственно, расширение среднего и низкого ценовых сегментов».
По мнению Вадима Дробиза, руководителя ЦИФРРА, основной тормоз продаж вина ценовой: «При обычной средней американской зарплате в 2,5 тыс. долларов вино по 25 долларов – это 1 процент. Если взять даже нашу «спорно-статистическую» среднюю зарплату в 18,9 тыс. рублей, то 1 процент от нее – вино по 190 рублей». Эксперт уверен, что алкоголь дороже 500 рублей не имеет шансов на большие продажи. Для того чтобы привить привычку к постоянному потреблению, нужна доступность продукта, как в винопроизводящих странах.
По оценке коммерческого директора компании-импортера вина «Форт» Татьяны Баглай, ценовой барьер массового спроса установлен на планке 300 рублей за бутылку. В доказательство она приводит данные – сейчас у ее фирмы увеличились продажи продукции стоимостью до 10 евро.
Абсолютным лидером продаж является известная своим сторублевым «Советским шампанским» фирма «Исток». Сохраняя верность легкому по ценам и градусам алкоголю, она за первое полугодие 2009 года увеличила сбыт на 55 процентов, отгрузив в магазины 236,5 тыс. дал вина, пишет журнал «Sales business».
В частности, по словам бренд-менеджера категории «Игристые вина» компании «Исток» Веры Химиной, до конца года «Исток» будут активно, качественно и количественно наращивать региональную дистрибуцию по шампанскому и новинкам, внедрять мотивационные трейд-маркетинговые программы для товаропроводящей цепи и для потребителей, чтобы в 2010–2011 годах провести массированные рекламные кампании в регионах. ««Пятерочки» и «Перекрестки» прокачивают огромные объемы шампанского и водки. Кроме того, удачно развиваются наши взаимоотношения с сетями Metro Cash & Carry и Real. В частности, в Metro сразу же проявили интерес к новинке «Истока» – шампанскому Charlotte в стиле прованс и согласились ввести ее в свой ассортимент с минимальными вложениями с нашей стороны», — добавляет она.
Рекордно низкие цены установило «Очаково», разливая сухое и полусладкое вино в коктейльные жестяные банки 0,3 литра, по розничной цене – 40 рублей. Пример движения «в народ» оказался заразительным. Дуэт «Эсперанто вин» и «Кристалл-Лефортово», еще год назад предпочитавший выставлять новинки вроде дорогого французского коньяка Grenadier X.O, сейчас завалил розницу вином «Энигма дель Инка» в упаковках, стилизованных под пирамиды, в ценовом соотношении 3 литра за 300 рублей, отмечает издание.
Ритейлеры, делающие ставку не только на импортный, но и на дорогой алкоголь, в целом по рынку теряют в показателях. В частности, сеть «Коллекция вин» закрыла региональный франчайзинговый проект элитных винных бутиков «Андрэ». «Просто не повезло – его начали как раз перед кризисом, – рассказала руководитель департамента развития франчайзинга «Магазина готового бизнеса Deloshop» Нина Семина. – Сам проект был «конечен», потому что мог работать только в городах-миллионниках. У компании хорошая концепция, дающая большой спрос, но 2008 год сильно подкосил премимум-сегмент»
По мнению руководителя «Независимого винного клуба» Владимира Цапелика, падение продаж импортного алкоголя гораздо глубже, чем российского. Эта тенденция продолжится. Потребители невольно переключатся на местную продукцию. «Есть неподдельный интерес к новому российскому вину. Речь идет, конечно, о натуральном виноградном вине от лучших производителей Ростовской области и Краснодарского края. Думаю, позиции наших предприятий укрепятся, как это уже было во время кризиса алкогольного рынка 2006 года», — добавляет он.