Cristal утек к другому
Продавать любимое шампанское российских олигархов — Cristal дома Louis Roederer (цена за бутылку от 20 тыс. руб.) с ноября будет виноторговая компания Simple. Прежний эксклюзивный импортер — компания "Виником" — перешла под контроль "Русич банка", с которым Louis Roederer не стал продлевать контракт. Поставки может осложнить конфликт производителя с ФКП "Союзплодоимпорт", требующего роялти из-за сходства названия шампанского и российской водки Kristal.
О смене импортера дома Louis Roederer "Ъ" рассказал основной владелец виноторговой компании Simple, Максим Каширин. По его словам, компания достигла договоренности об эксклюзивном импорте и продаже всего портфеля Louis Roederer (одноименные шампанские вина Brut, Brut Premier, Vintage, Blanc de Blancs), в том числе и легендарного Cristal. Cristal Louis Roederer — самое дорогое шампанское (cuvee de prestige) дома, созданное в 1876 году для российского императора Александра II, его розничная цена в России начинается от 20 тыс. руб., в ресторанах — от 30 тыс. руб.
В письме на имя господина Каширина от 28 июля (имеется в распоряжении "Ъ") директор по экспорту Champagne Louis Roederer Фредерик Хайдсик сообщает, что совет директоров французской компании принял решение назначить Simple Ltd своим эксклюзивным дистрибутором в России с 1 сентября 2009 года. По словам Максима Каширина, импорт шампанского начнется в ноябре. Договоренности действуют в течение "пробного периода" до 31 декабря 2011 года.
В 2010 году Simple надеется продать 55 тыс. бутылок шампанского Louis Roederer (в 2008 году в России было продано 36 тыс. бутылок), из них 20% — Cristal, отпускная цена которого составит порядка ?250. В перспективе трех лет господин Каширин планирует "уйти за 100 тыс. бутылок" вин Louis Roederer в год.
С 2000-х годов эксклюзивным дистрибутором вин Louis Roederer была компания "Виником", занимавшая наряду с "МБ Группа Импэкс", DP-Trade и самим Simple лидирующие позиции на рынке премиального вина (от 500 руб. за бутылку 0,75 л в рознице). По данным господина Каширина, в прошлом году у "Виникома" сменились акционеры: компания перешла к "Русич банку", а основатель Александр Шариков и его партнер Виталий Красинский вышли из бизнеса. Гендиректор другой дистрибуторской компании утверждает, что представитель "Русич банка" изначально был одним из акционеров "Виникома", а владельцем 100% стал из-за акционерного конфликта. По данным "СПАРК-Интерфакса", с июля 100% компании принадлежит председателю правления ОАО "Русич центр банк" Татьяне Швачке.
Коммерческий директор "Виникома" Виктор Кузнецов подтвердил прекращение сотрудничества с французским домом. Смену акционеров он не комментирует, но, по его словам, это не французский дом отказался от услуг "Виникома", а импортер признал эту работу нецелесообразной после того, как Louis Roederer проиграл патентный спор по ключевой марке Cristal.
Как сообщал "Ъ" 22 апреля, палата по патентным спорам Роспатента признала охрану в России товарного знака Cristal недействительной. Решение было вынесено по жалобе ФКП "Союзплодоимпорт", считающего, что название Cristal сходно до степени смешения с водкой Kristal, права на которую принадлежат ФКП, и требующего роялти. Представитель ФКП от комментариев отказался. Максим Каширин надеется, что со сменой руководства в "Союзплодоимпорте" конфликт разрешится в ближайшее время. Заседание коллегии палаты по патентным спорам по этому вопросу назначено на 28 октября, Louis Roederer также подал иск в московский арбитраж.
Помимо Cristal компании Simple (в ее портфеле уже были известные бренды шампанского Laurent-Perrier, Delamotte, Salon) достались и другие марки из портфеля "Виникома": коньяки дома Hine, виски и ромы из портфеля CL World Brands, вина Mouton Cadet Baron Philippe de Rothschild и Henri Bourgeois. По оценке господина Каширина, на эти марки приходилось до 50% оборота "Виникома" (2,2 млрд руб. в 2008 году, по данным "СПАРК-Интерфакса"). Сам Simple с помощью только новых брендов может в 2010 году увеличить собственный оборот на 30-40%, до ?100 млн.