Бразилия, пузырьки и любопытство

Бразилия, пузырьки и любопытство

19.10.2009
Новости

Недавно Мартин Стрел, пловец из Словении, сделал нетривиальное для спортсмена заявление. По его словам, секрет его рекордов в том, что в день пловец пьет по две бутылки словенского вина. Не оправдываясь за нарушение спортивного режима, Стрел попросту сказал, что вино – часть его жизни.
Пока неизвестно, в какой степени вино определяет бытие и сознание спортсменов, которые примут участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Но то, что Бразилия – один из самых интересных и перспективных винных рынков, ясно задолго до Олимпиады.
В сентябре консалтинговая компания Canadean в квартальном отчете о потреблении спиртных напитков в странах БРИК прогнозировала, что выручка от продажи алкогольных напитков в России в 2009 году упадет на 2% (в секторе безалкогольных напитков – на все 9%). В Китае и Индии в объемах продаж возможен «здоровый рост», но в Бразилии аналитики предполагают рост увеличение от выручки продажи алкогольных напитков на 2%.
Бразилия – на первый взгляд, странный винный рынок. По данным исследования компании Wine Intelligence, в пересчете на душу населения годовое потребление вина в Бразилии составляет примерно 2 литра. Сам по себе этот показатель выглядит, мягко говоря, скромно. Но в сочетании с почти 200 млн людей, живущих в стране с 10-й по размеру экономикой в мире, бразильский винный рынок оказывается больше, чем в ЮАР, Швейцарии и Чили, и не так уже сильно отстает от Канады и Голландии.
Одна из основных причин низкого потребления вина в Бразилии, и особенно вина импортированного, – его цена. То, что большинство бразильцев предпочитает пиво и кашасу – следствие, прежде всего, высоких цен на вино. Среднее чилийское все еще раз в 10 дороже, чем бутылка пива объемом в 375 мл.
Но и при дороговизне вина обороты торговли в этом секторе стабильно растут больше, чем на 3% в год. Предсказуемо больше пьют вино в крупных городах – Сан-Пауло (там вино регулярно пьют 69% жителей) и Рио-де-Жайнеро (там этот показатель составляет 53%). Разница между двумя главными городами не только в количестве, но и в стиле потребления вина. В Сан-Пауло пьют в основном дома, считая вино аккомпанементом к обеду у друзей или родственников. Половина из любящих вино жителей Сан-Пауло никогда не пробовали его в баре или пабе. Возможность выпить на вечеринке – традиция Рио (где спустя пару часов после победы города в олимпийской гонке началась многотысячная пляжная вечеринка).
Самые захватывающие вещи в бразильском винном рынке – это, с одной стороны, его неразвитость, а с другой – динамика. В Рио-де-Жанейро только 47% регулярно пьющих вино горожан знают о существовании Бордо (Шампани повезло еще меньше – о ней знает только треть бразильцев, что, впрочем, все же лучше результатов Бургундии и Риохи – 27% и 18% соответственно). При этом бразильцы не брезгуют ни шипучими, ни розовыми винами – просто, похоже, предпочитая не вдаваться во все эти тонкости с происхождением пузырьков.
Интересно, что так же мало, как французским, бразильцы симпатизируют винам из соседних стран. Пока мир с интересом исследует вина из Чили или Аргентины, бразильцы предпочитают пить вина из Португалии или Италии. Не любят в Бразилии и синтетическую пробку: по данным компании Vinitrac, от нее при покупке вина психологически готовы были отказаться 91% горожан в Рио и 88% жителей Сан-Пауло. С таким же пылом бразильцы выступали против завинчивающейся пробки. Но, по данным производителя популярных массовых вин Concha y Toro, бразильцы успели изменить отношение к винам с «закрутками».
Эта гибкость бразильцев и готовность менять свое мнение – прелесть и одна из причин перспективности местного винного рынка. Большинство бразильцев предпочитает красные вина, но все больше становится потребителей, готовых пить пусть даже более дорогое, но белое (таких людей – 48% в Сан-Пауло и 44% в Рио). В строчках одной из самых романтичных песен Каэтоно Велозу упоминается шампанское, но оно, если верить опросам, для некоторых бразильцев неотличимо от сидра. При этом популярность категории игристых вин в Бразилии выросла на 9% с 2003 по 2007 гг.
Потребители вина в Бразилии не только любопытны, но и технически продвинуты. По степени распространения интернета страна входит в первую десятку в мире, и в Бразилии появляется все больше сайтов на винные темы.
Другая вещь, мало поддающаяся статистике – готовность пробовать что-то новое, которая у бразильцев в крови. Уже сейчас они активно используют в производстве вина гибридные сорта и вид vitis labrusca (а не европейский вид лозы vitis vinifera), напиток из которого зачастую вызывает у бразильцев больший интерес, чем вина из европейской лозы.
Интересно было бы, конечно, оценить интерес к вину местных спортсменов и представить – что-то будет к Олимпиаде?