Обходным путем

Обходным путем

15.07.2010
Новости

Грузинское вино может незаметно прийти в Россию из Белоруссии

Белорусские виноделы занялись розливом грузинского вина по франшизе. В дальнейшем на таких же условиях будут разливать вина из Франции, Италии, Испании, Молдавии. На белорусском рынке доминируют плодово-ягодные вина, своего сырья в стране нет, совместный выпуск товара под известными брендами может изменить структуру потребления этого напитка в стране. Вопрос, придется ли по вкусу новое вино белорусам. У России же может появиться шанс пить качественное и недорогое вино - Белоруссия славится высоким контролем винного качества. Но эксперты сомневаются в том, что белорусское вино дойдет до России. Если это все же случится, новую продукцию отечественный потребитель вряд ли заметит.
Российский партнер по Таможенному союзу - Белоруссия в лице "Минского завода виноградных вин" начала выпускать грузинские вина на условиях франчайзинга. На полках магазинов дружественной республики появились "Ркацители", "Саперави", "Легенда Тбилиси" и "Мцване" торговой марки Kindzmarauli Marani. Эксперты уверяют, что в качестве этой продукции можно не сомневаться, так как белорусские контролирующие органы заняты реальной проверкой качества. В ближайшее время помимо грузинских в продажу поступят французские, итальянские, испанские и молдавские вина, которые также будут разливать в Белоруссии по франшизе.
Партнерами по франчайзингу станут ведущие виноделы перечисленных стран: это известные французские вина из Бордо под торговыми марками Chateau Des Chevaliers, Bordeaux и Chateau Les Agneras, Bordeaux, испанские под торговой маркой Castillo Las Veras, итальянские Castelli Romani Bianco и Castelli Romani Rosso. Все они хорошо известны в Европе. Эти вина займут до 30% объема производства минского завода. И, видимо, скоро попадут к нам.

100% качества
Рынок вина в Республике Беларусь очень закрытый. Кроме того, в потребительских предпочтениях доминируют не классические виноградные вина, а плодово-ягодные. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), структура винного рынка Белоруссии выглядит так: 80% приходится на плодовые вина (из которых не менее 40% - крепленые), 20% - на виноградные вина (импортные и разлитые из импортного виноматериала). Своего винограда у белорусов нет, а виноматериал завозят в основном из Молдавии, но качеству вина, предложенного белорусскому потребителю, можно позавидовать. "В Белоруссии - тотальная система контроля качества, как была в СССР. 100% гарантия. Они ничего не разрушали, как мы", - рассказывает руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Эксперт рынка отмечает, что в республике в последние несколько лет были запущены государственные программы. Задача первой - перевести население с плодовых вин на виноградные, а в плодовых - заменить крепкие натуральными (кризис помешал). Вторая программа должна привести к импортозамещению в алкогольном сегменте, причем таким образом, чтобы вина и другой алкоголь завозили в Белоруссию не в бутылках, а в цистернах. В результате в республике работают заводы по розливу, появились рабочие места и отлаженная инфраструктура. Конечно, речь идет только о дешевом сегменте, дорогие бренды продолжают импортировать в бутылках. Кроме вина в Белоруссии разливают виски, ром и текилу. Система контроля качества за сырьем и готовой продукцией гарантирует качество импортозамещения.

Привыкли к "бодяге"
Российские виноделы сомневаются, что продукция совместной деятельности будет востребована на рынке, так как вино как категория не подходит для работы по системе франчайзинга. По мнению директора по маркетингу и продажам холдинга Gerrus Group Кирилл Бутко, специфика винного рынка такова, что лицензионный продукт никогда не будет пользоваться популярностью. В отличие от пива, например, где при достаточно схожих потребительских характеристиках на первое место выходит сила бренда, которая формируется в основном за счет массированной ТВ-рекламы. "Пиво даже называют "имиджем, разлитым в бутылки". И мы знаем множество глобальных пивных брендов, производимых по лицензии во многих странах мира и успешно там продающихся, - объясняет Кирилл Бутко. - Вино же, как продукт, имеет гораздо более четкую географическую привязку, причем зачастую достаточно узкую - это не просто какая-то страна, а конкретный регион (часть страны) с конкретными почвенно-климатическими условиями".
От этих условий, а также от многовековых традиций виноделия, характерных для данного конкретного региона, в основном и зависит то, каким получится вино. Эксперт уверен, что это понимают даже не очень большие знатоки вина - простые потребители и заставить их "забыть" об этом обстоятельстве можно только массовой прямой рекламой либо крайне низкой ценой. Но с вином первое невозможно, а во втором случае, по мнению Кирилла Бутко, вообще никакой франчайзинг не нужен, легче просто производить из импортного виноматериала какой-нибудь локальный бренд в низкоценовом сегменте.
Эксперты предполагают, что с помощью новой схемы, возможно, получится преодолеть многолетний запрет на ввоз грузинских вин в Россию. "Но я думаю, что такое "грузинское" ("французское", "испанское", etc.) вино и для белорусов не будет представлять какой-либо ценности, и в России никому не будет интересно", - считает Кирилл Бутко.

Не хотят
В Россию вино из Белоруссии не экспортируется, но если все же белорусская продукция попадет на прилавки нашей страны, то она никак не повлияет на отечественный рынок. "У нас нет сегодня белорусского вина, а если появится - его никто не купит. Наши потребители не знают, что такое Белоруссия, как винный производитель, и не воспримут вино оттуда, - считает Вадим Дробиз. - Без мощного финансового продвижения со стороны Белоруссии вино не заметят, а денег у них нет".
Привлечь внимание к новому продукту можно было бы и с помощью усилий российских винных операторов, но ждать такого альтруизма от отечественных компаний утопично. "Чтобы понять, может ли такой гибридный вариант (белорусско-грузинский, белорусско-французский...) хоть как-то повлиять на рынок вина в России, достаточно просто спросить себя: а какую ценность будет иметь данный продукт для российских потребителей? - рассуждает Кирилл Бутко. - Попробуйте назвать хоть одну вескую причину, по которой потребитель должен выбрать этот продукт, и вы поймете, что их нет. И если у аутентичного белорусского плодового вина еще есть шансы - на основе самобытности можно создать легенду, - то виноградное вино таких шансов не имеет".

Ольга Долгова