В 2010 году наметилось оживление в экспорте болгарских вин

В 2010 году наметилось оживление в экспорте болгарских вин

03.02.2011
Новости

Ммировой экономический кризис тяжело сказался и на винодельческой отрасли страны, сообщает Русская газета в Болгарии .
Он нанес тяжелый удар по болгарскому виноделию как раз в момент, когда оно уверенно становилось на ноги после сотрясений перехода к свободной рыночной экономике в 90-е годы прошлого века. Тогда были потеряны многие традиционные для Болгарии рынки в Восточной Европе и отрасль постепенно декапитализировалась. Началось обновление как виноградных массивов, так и винодельческих предприятий, в том числе и на средства по доприсоединительной программе САПАРД ЕС, как пришел новый, мировой, кризис, который значительно сократил рынок вина. Самый серьезный срыв был в 2009 году, утверждает проф. Пламен Моллов, председатель Болгарской палаты виноградарей и виноделов.
"Мы отметили сокращение рынка на, порядка, 40-45%, – уточнил г-н Моллов. – А это очень большой спад. В последнее время мы отмечаем некоторое оживление, но все еще нельзя сказать, долгосрочная ли это тенденция улучшения или, скорее, сохранение ситуации".
Зарегистрированный рост экспорта вина в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 10%. Экспорт в прошлом году был направлен, преимущественно, на Россию (почти половина экспорта), а также Польшу, Великобританию, Германию. Впервые болгарские вина появились в 2010 году и на бразильском рынке. Предпринимаются попытки освоить и привлекательные рынки Японии и Китая. К сожалению, однако, лучшие болгарские вина на мировых рынках не найти. Их употребляют на месте, потому что пока отечественные вина пробиваются, преимущественно, в более низких ценовых категориях из-за хорошего соотношения цены и качества. Другими словами, они реально недооцениваются, так как не имеют славы давно утвердившихся французских, итальянских или испанских вин, например.
“Как качество вина, Франция никоим образом не превосходит Болгарию, болгарские вина ничем не уступают французским, а в некоторых случаях даже лучше, – утверждает проф. Моллов. – Но Франция продает с вином и историю, традиции и все, что связано с вином, и делает это великолепно. Когда покупатель на мировом рынке слышит “французское вино”, то воспринимает это как знак качества, тогда как слыша о болгарском вине, не знает, чего ожидать. И покупает французское вино, потому что рынок вина очень консервативен. Т.наз. новые винодельческие страны все же осуществили прорыв, но они годами вели массированную рекламную кампанию. Завладели рынком, благодаря большим партиям, низким ценам и довольно приличному качеству”.
Небольшая по территории Болгария не может как и они утвердить свои вина, заполонив рынок большим количеством продукции. Остается делать ставку на качество, что наша страна и делает. Болгария производит, хоть и небольшими сериями, все более качественные вина, утверждает инж. Моллов. “Если 5-10 лет назад было трудно назвать больше десятка марок болгарского вина мирового уровня, сегодня почти каждое предприятие может представить, по меньшей мере, по 2-3 марки вин экстра качества, а некоторые и больше. Уже год-два как на рынке появляются поистине эксклюзивные вина. И не потому, что мы их так оцениваем, а потому, что международные конкурсы постоянно это доказывают. И поэтому я оптимист. Вопрос в том, чтобы утвердить на рынке даже и элитное вино, надо сделать огромный шаг, требуются долгосрочные, систематические усилия для его популяризации”.
Один из путей достижения этой цели может быть винный туризм – показать гостям Болгарии, что в нашей стране есть изобилие разнообразных элитных вин. Так что если хотите попробовать лучшие болгарские вина, то это можно сделать в болгарских погребках или хороших ресторанах. Еще одна возможность – специализированные энологические дегустации на мировых форумах вина, но доступ посетителей там сильно ограничен.