Как приучить россиянина к отечественному вину

Как приучить россиянина к отечественному вину

10.05.2011
Новости

Сегодня под российские виноградники отведено значительно меньше земли — более 65 тысяч гектаров, тем не менее, это в 60 раз больше, чем, например, в той же Великобритании. Но международный имидж России как производителя вина, не говоря уже о качественном производстве, практически не существует. Основная задача российских виноделов на данный момент — сформировать восприятие российского вина как высококачественного продукта. С учетом накопленного опыта это будет сделать не так уж просто, но другого пути у нас нет, говорят эксперты.
Эксперты говорят о полярности отечественного виноделия. «У российского производства есть два полюса виноделия. Южный полюс — производители высококачественного вина, которые получили в 2009−2010 годах признание международных винных экспертов: это «Фанагория», «Мысхако», «Шато Ле Гран Восток», «Миллеровский винзавод», «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино» и еще несколько компаний. Второй полюс — наиболее яркие производители фальсифицированного вина в тетрапаках, литровых пакетах и т.д.», — рассказывает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Кирилл Бутко говорит о том, что российское вино практически полностью оккупировало массовый сегмент (до 100 руб. на полке). «Объемы в нем практически не растут в течение последних нескольких лет, и возможности для развития, на мой взгляд, стоит искать в более высоких ценовых сегментах, — рассказывает Кирилл Бутко. — Многие ведущие производители задумываются об этом, экспериментируют, привлекают иностранных специалистов, и определенные успехи мы уже наблюдаем. Российское вино с розничной ценой 200−250 руб. зачастую превосходит многие импортные аналоги по цене в 2−3 раза выше, и его продажи стабильно растут (например, «Звезда Тамани» или «Номерной резерв»). Основная задача российских виноделов на данный момент — сформировать восприятие российского вина как высококачественного продукта. С учетом накопленного опыта это будет сделать не так уж просто, но другого пути у нас нет».
«Российское вино за 400, 500, 600, 700, 800 руб. — это уже не фантастика, если оно побеждает зарубежные вина по таким ценам и дороже, — считает Вадим Дробиз. — Еще 5−10 лет, и наше вино по такой стоимости будут спокойно покупать».
Видимо, так же считают и сами виноделы, которые активно взялись за освоение дорогого сегмента.
У ОАО «Фанагория» несколько ассортиментных линеек, в среднем ценовом сегменте. Это вина под ТМ «Номерной резерв», в премиуме — Cru Lermont. В конце 90−х «Фанагория» привезла французский и итальянский посадочные материалы, в 2008 году было засажено еще 727 гектаров. По словам генерального директора «Фанагории» Петра Романишина, с начала 2011 года в стратегии развития компании были расставлены новые акценты: значительно сократили объемы выработки столовых вин и в разы увеличиваем объем производства и продаж вин премиум-класса, а также коньяка из собственных спиртов.
Вадим Дробиз считает, что главная тенденция в отрасли сегодня — резкий качественный скачок представителей южного полюса» виноделия. «К сожалению, сохраняется тенденция отсутствия эффективного контроля качества со стороны государства, что позволяет процветать и «северному полюсу», — говорит эксперт. — Растет производство и объем потребления вина в легальном сегменте при явном сокращении потребления водки и ЛВИ».
В 2010 году в России удалось после кризисного падения потребления вина в конце 2008−го и 2009−м восстановить докризисный уровень. «Стимулом для потребления виноградного вина могла бы стать государственная политика по росту доступности натуральных виноградных вин в России — даже самые дешевые российские вина у нас стоят в 5−6 раз дороже, чем в любой европейской западной стране относительно минимальных и средних зарплат», — считает Вадим Дробиз.
По словам Петра Романишина, сейчас в стране ежегодно выпускается около 1 млрд бутылок вина, но доля «честного» — из винограда, намного ниже. Чтобы доказать, что в России есть достойные вина, нужно в разы увеличить количество предприятий, производящих качественное вино из своего винограда. Кроме того, Россия — это единственная в Европе страна, в которой нет специального закона о винограде и вине.
«В Европе вина классифицируются по одному регламенту с пищевыми продуктами, а у нас — вместе с крепким алкоголем, что является сдерживающим фактором для развития, — рассказывает Петр Романишин. — К примеру, мы первые в стране сделали по европейскому регламенту биологическое вино, но столкнулись с проблемой отсутствия российского ГОСТа на такой вид продукции».
Государство, в свою очередь, обещает Программу поддержки виноградарства и виноделия на 2011−2020 годы. По словам эксперта ЦИФРРА, важно поддержать производство вина из российского винограда, чтобы ликвидировать статистический дефицит не за счет импорта, а благодаря подъему российского сельского хозяйства. «Это дополнительные сотни тысяч га виноградников (место для них на юге есть), это сотни тысяч новых рабочих мест и т.д. Я смотрю позитивно на российское виноградарство и виноделие», — цитируют Вадима Дробиза «Известия».