Россия: Новый год близко, но шампанское никто не скупает
По данным Росстата, на четвертый квартал года традиционно приходится порядка 50—60% объема годовых продаж игристого вина, при этом в предпраздничные дни продается 17—20% годового объема. Крупные торговые сети уже сформировали заказ на поставку главного напитка на новогоднем столе. По словам представителей ритейлеров, особых прорывов по сравнению с прошлыми годами они не ожидают, тем не менее к высокому предновогоднему сезону они готовятся с оптимизмом.
"Мы заранее начали активные закупки к Новому году, выпустили традиционный сезонный каталог, посвященный новогоднему ассортименту, а с конца октября уже начались предновогодние продажи", — рассказала РБК daily руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева.
По словам г-жи Токаревой, каких-то особенных изменений спроса на шампанское сеть пока не заметила, она ожидает, что основные покупки будут в декабре. "Заметно, что с появлением на рынке недорогих марок итальянского просекко и испанской кавы, которые более доступны, чем французские игристые вина, потребление понемногу смещается в их сторону", — уверена она.
В сети "Ашан" РБК daily рассказали, что новогодний ассортимент уже появился на полках. "В гипермаркетах сети уже выставлена новогодняя продукция: конфеты, подарки, в том числе расширен ассортимент игристых вин, — рассказала РБК daily директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. — Сильного отличия по объему закупок нет, мы надеемся, что все наши клиенты, которые совершали покупки в прошлом году, придут к нам и в этом и даже их станет больше".
Не ожидают существенного увеличения объемов продаж в новогодние праздники и в Х5 Retail Group. По словам руководителя пресс-службы ритейлера Владимира Русанова, объемы заказов продуктов на праздники находятся на уровне 2011 года.
В ожидании падения
Во многих розничных сетях, как и в прежние годы, делают ставку на продажи дешевого игристого вина. "Обычно в структуре потребления около 60% занимает шампанское низкого ценового сегмента, в том числе собственные торговые марки компании, цена на которые лежит в диапазоне 90—100 руб.", — рассказал РБК daily г-н Русанов. В ассортименте Metro Cash & Carry также есть три артикула шампанского по цене ниже 115 руб.: "Один из них — наш собственный бренд Tarino, продажи которого очень хороши, и пока мы не стали снижать эту долю".
Вероятно, к Новому году дискаунтерам все же придется повысить цены на дешевые игристые вина. В начале октября Росалкогольрегулирование обнародовало проект приказа, предусматривающий установление минимальной розничной цены (МРЦ) на игристые вина в размере 115 руб. за бутылку 0,75 л. "Приказ вступит в силу после прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития и регистрации в Минюсте, — рассказал собеседник издания в регуляторе. — Возможно, это случится еще до Нового года".
Вероятное введение МРЦ не отразится на итогах года для производителей и продавцов шампанского, уверен директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. "Рост по итогам года в этой категории составит 3—4%, — отметил в беседе с РБК daily эксперт. — Тем не менее замедление налицо. В 2013 году, когда с полок исчезнут игристые вина за 70—80 руб., стоит ждать падения производства и продаж".
Негативные тенденции на рынке игристых вин признают и в "Абрау-Дюрсо". "В целом тренды не очень хорошие, — заявил РБК daily председатель совета директоров "Абрау-Дюрсо" Павел Титов. — Большинство производителей падают в объемах к показателям прошлого года в низкоценовом сегменте. Закончились времена, когда рынок потреблял все, что ему давали, — сейчас в выигрыше будут те, у кого поставлен трейд-маркетинг и выработана четкая стратегия работы с брендами".
По словам г-на Титова, "Абрау-Дюрсо", выпускающее игристое вино в премиальном сегменте, в нынешнем году демонстрирует рост на 15%. "Тем не менее нам придется очень постараться, чтобы выполнить наш план по продажам — 20 млн бутылок в год, — говорит г-н Титов. — Мы уже выполнили план более чем наполовину, но нам надо прибавить еще 40%".
Заметным трендом года на российском рынке игристых вин станет вероятное снижение объемов продаж импортной продукции. По данным ФТС, в январе—августе 2012 года импорт игристых вин в Россию снизился на 36,41%, до 858 тыс. дал (против 1,35 млн дал годом ранее). "Бум Asti и прочих вин из Италии и Испании уходит в прошлое, — уверен Вадим Дробиз. — Российские производители значительно поработали над качеством и оформлением бутылки в последнее время и готовы предложить потребителю товар не хуже и внешне, и на вкус".