Игристый бизнес Молдовы: реалии и перспективы
В Молдове прекрасные условия для производства игристых вин высокого качества. Было бы грешно не воспользоваться этими возможностями для бизнеса. До 2006 г. игристые вина выпускали многие винзаводы. Но с потерей российского рынка некоторые из них были вынуждены не только приостановить, но и вовсе демонтировать оборудование для шампанского производства акратофорным (резервуарным) способом. Сегодня осталось порядка десяти производителей этого праздничного напитка.
Комбинат "Cricova" в прошлом году продал 5 млн бутылок игристых вин, в том числе 500 тыс. бутылок игристых вин, изготовленных классическим способом (когда вторичное брожение проходит в бутылках). Как сообщил начальник отдела маркетинга Сорин Масло, наши игристые вина больше всего ценят на традиционных рынках – в России, Белоруссии, Казахстане, Украине. Также эта продукция экспортируется в Румынию, Чехию, Кипр. В прошлом году появились новые рынки для криковских "spumant"-ов в Греции, Канаде, США, Китае и Италии. В Италии, где производится много различных игристых вин хорошего качества, наши соотечественники продают молдавские вина в нескольких магазинах, в местечке недалеко от Венеции. Но самый благодатный рынок для "Cricova" – это Молдова, где реализовано 3 млн бутылок этой продукции, из них 300 тыс. бутылок "классики". Из общего объема в HoReCa реализовано примерно 25-30 тыс. бутылок. Игристое направление формирует большую часть доходов предприятия. Из объема продаж в 200 млн леев 130 млн леев, или 65%, приносят игристые вина.
В России удается конкурировать с более дешевой местной продукцией по 100-120 руб./бут. (резервуарное от "Cricova" стоит 170-180 руб./бут., классическое – 300 руб.), в первую очередь благодаря высокому качеству игристых вин и традициям потребления россиян. В настоящее время к выходу на рынок готовится новый продукт – классический белый экстра-брют и красный брют.
Стабильный прирост производства игристых вин демонстрирует "Milestii Mici" (ежегодно плюс 5-20%). Как рассказал генеральный директор комбината Георгий Кастравец, в прошлом году комбинат реализовал 1 млн бутылок этой продукции, что на 21% больше, чем в 2011 г., - почти все – на внутреннем рынке. Ее экспортируют только в Японию (в основном красное и розовое игристое вино и немного белого). В общем объеме продаж в стоимостном выражении 65% приходится на игристые вина. За 2012 г. "Milestii Mici" заработало около 8 млн леев прибыли (в предыдущем году – 6,5 млн). В нынешнем году предприятие намерено нарастить мощности построенной в прошлом году первички и вплотную заняться виноградарством. Ему было передано 496 га земли обанкротившегося ГП "National-vin" (винзавод был продан на аукционе). На 263 га растут виноградники, но их придется раскорчевать, т.к. они деградировали. В ближайшие четыре-пять лет планируется посадить виноградники для производства игристых вин – Шардоне, Алиготе, Рислинг, Совиньон и увеличить плантации красных сортов.
Компания "Lion-gri" начала свой бизнес на игристых винах с более сложного – используя "méthode champénoise", и лишь в 2007 г. в ассортимент ввели акратофорное игристое.
- Первый тираж мы заложили в 1999 г., - говорит вице-президент Нелли Соник. – И долго боролись за место на рынке для этого продукта. Когда-то мы продавали "классику" по 2,5-2,7 евро/бут., потому что на рынках нас не знали. На самом деле бренд много значит. Для сравнения: теперь мы акратофорное продаем по 2,7-3 евро/бут. В 2012 г. заложили на выдержку 1,5 млн бутылок. Акратофорного отправили на экспорт 1,5 млн бутылок (на внутреннем рынке нет продаж). В общем объеме продаж компании в стоимостном выражении игристые вина составляют 18-20% (на уровне дистиллятов). Соотношение между резервуарными и классическими игристыми винами выглядит как 80/20. Однако с каждым годом растет спрос на "классику". Эти вина покупают те, кто в них разбирается, и те, кто хочет показать, что он разбирается. Первая категория покупателей заказывает брют или экстра-брют. Последние два года экстра-брют производим только по заказу. Кстати, чтобы понять, какого качества игристое вино, нужно выбрать, какой-то из этих двух видов, т.к. в них легко увидеть недостатки продукта.
В прошлом году "Lion gri" экспортировала игристые вина в 13 стран. Наибольше количество отправляется в США. Там они продаются под ТМ "Lion-gri" и "Apollo" (шесть видов), из которых 8% - "классика", которая представлена в дорогом супермаркете. Классическое также отгружаем в Японию, Китай и Западную Европу. За последние годы спрос даже по резервуарному игристому вину, которое в значительных объемах реализуется в странах СНГ и Польше, смещается в сторону меньшей сладости: больше заказывают сухие и полусухие виды, сухие мускатные, и все меньше – полусладкие игристые вина. Это значит, что повышается культура потребления. Но мы тоже в этом направлении много работали с дистрибьюторами, чтобы они сами понимали и объясняли своим покупателям, что такое хорошее игристое вино. Мы возобновили работу с компанией "LaVina" (Россия), которая запустила новый бренд – "Добродетель" (с каждой проданной бутылки определенная часть стоимости будет направлена в детский дом). По их заказу мы изготавливаем, в том числе и игристые вина. На внутреннем рынке можно было бы продавать классические игристые (остальная продукция производится в условиях СЭЗ), но на ее продвижение не было средств, с 2006 г. задача стояла – выжить.
ООО "Invinprom" начало заниматься изготовлением игристых вин в 2003 г., когда поначалу арендовало производственные мощности на винзаводе АО "Chirsova". В том же году ООО "Invinprom" приобрело часть производственных помещений предприятия у банка, который реализовал залог за невозвращенный кредит. А в сложнейшем для отрасли 2007 г. – оставшуюся часть производственных площадей. В то время, после российского эмбарго, никто не решался на инвестиции. Как и многие винзаводы, "Invinprom" тоже не заготавливал виноград в сезон виноделия-2006, поскольку в последнюю осень перед эмбарго, в 2005-м, получил кредиты и переработал под конкретные договоры с российскими покупателями 10 тыс. т винограда в расчете на поставки в Россию. Тогда же было приобретено и технологическое оборудование. Учредителям предприятия нужно было быть большими оптимистами, чтобы решиться на серьезные инвестиции в условиях с такими рисками.
- С возобновлением поставок в Россию, в 2008 г., мы нормализовали производственную деятельность и начали закладку виноградников, - рассказывает генеральный директор Константин Сары. Сегодня у предприятия около 300 га плантаций, большая часть из которых вступила в плодоношение. И собираемся довести площадь плантаций до 1000-1500 га, чтобы полностью обеспечить производство собственным качественным сырьем. За сезон-2012 переработали более 10 тыс. т гроздей. Продаем как виноматериалы наливом, так и бутылированные вина, разлитые, кроме бутылок, в "pat-in-pak", "pat", "bag-in-box", и, конечно, игристые вина. Главным рынком, по-прежнему, остается Россия, куда отгружаем основную часть продукции. В прошлом году в Москве был открыт торговый дом "Кирсова".
Также экспортируем на Украину и в Белоруссию. На внутреннем рынке пока была слабая реализация, т.к. сложно конкурировать с дешевыми газированными напитками. Но сейчас планируем выйти на молдавский рынок, причем агрессивно, с продукцией под брендом "Chirsova", потому что уверены в качестве своих вин. Мы постоянно инвестируем в качество. В нынешнем году планируется техническое перевооружение цеха переработки винограда, оборудование уже заказано во Франции. В перспективе запустим программу по производству классических игристых вин. В прошлом году ООО "Invinprom" реализовало около 1 млн бутылок игристых вин, что на уровне 2011 г. Это производственное направление выгодно для предприятия, т.к. его рентабельность составляет, в зависимости от позиции, 10-12%.
Но среди производителей игристых вин есть и такие, кто пока не рассматривает это производство как бизнес. "Мы производим немного классического игристого вина – около 10 тыс. бутылок в год, в основном для наших постоянных покупателей и ценителей. И делаем это больше из любви к искусству, - поделился генеральный директор компании "Chateau Vartely" Дмитрий Мунтяну. – Первый тираж заложили в 2007 г. и 12 месяцев выдерживали в бутылках. С тех пор каждый год закладываем новый тираж. "Классика" продается в ресторане шато, в топовых ресторанах Кишинева и некоторых столичных супермаркетах. "Chateau Vartely" позиционируется как инновационная компания: мы стараемся экспериментировать и удивлять наших покупателей, постоянно предлагая новые продукты - помимо качественных традиционных вин, вина "roze", "ice-wine", винные и фруктовые дистилляты, классическое игристое вино. И то, что мы делаем, стараемся делать, хорошо. А скоро на рынке появится розовое игристое – брют урожая 2011 г. из Пино-нуар. "Классика" как бизнес дает примерно 10% рентабельности, ведь этот продукт достаточно трудоемкий и эксклюзивный. Те, кто его покупают, могут себе это позволить. Мы не пытаемся конкурировать с монстрами, просто есть узкий круг потребителей, которым нравится наш продукт".